reanimator78 (reanimator78) wrote,
reanimator78
reanimator78

Школьники... Взгляд почти со стороны, или как я провёл половину отпуска.

О, да вы - биолог.
image Все, что растет и дышит, ваши лучшие друзья. У вас зацветают кактусы, к вам ластятся кошки. Вы - часть этого мира, вы от него без ума, и он отвечает вам взаимностью. Летними вечерами вы любите сидеть где-нибудь за городом, слушать, как растет трава, стрекочут кузнечики и постепенно утихает щебет птиц. И мир в этот момент вращается вокруг вас.
Пройти тест

Мне любопытно, это моё присутствие на недельной полевой биологической практике 610 питерской гимназии на результаты повлияло, или я и правда "ботаник"? Не знаю... Но прохождение теста заставило меня снова вернуться к событиям прошедшей недели, проведённой в лесу под Толмачёво...

Немножко предыстории. Уже много лет в те места выезжают на полевую биологическую практику учебные заведения Питера - как школьные, так и ВУЗовские, Дворца пионеров (ну или как он там сейчас называется). Места для давних участников таких экспедиций обросшие легендами, байками и слухами, что вполне естественно. Так случилось, что руководителем практики в 610-ой питерской гимназии работает наша с wasilisa хорошая знакомая и мы вот уже три года сопровождаем её в этих походах. В первый раз - по её просьбе (по "раскладке" на подобные выезды полагается два взрослых-преподавателя, чего явно недостаточно), дальше - по собственному желанию.

Лес, палатки, костры и дети. Дети в количестве от 20 до 30 человек, семиклассники. Прошедшие перед поступлением в гимназию достаточно серьёзный отбор по многим дисциплинам и гоняемые в школе по углубленным программам по изучаемым предметам - математика, физика, биология, латынь, греческий, английский/немецкий, химия, история, география... Список большой. Вот и представьте себе, сколько времени у этих детей тратится на учёбу и остаётся на себя, на какую-никакую личную жизнь. + к этому родители, которые ориентируют своих детей в первую очередь на достижение цели, т.е. в данном случае - на выжимание из учёбы максимума. Вопрос лишь в том, для чего - для поступления в престижный ВУЗ или для расширения, в основном всё же теоретического, кругозора ребёнка?
У детей отношение к учёбе в гимназии складывается разное, и выезжавшие в этом году на практику два класса (по очереди) - очень наглядный тому показатель. На всякий случай оговорюсь, что когда я говорю о классах, я естественно не имею в виду поголовно всех, но всё же большую их часть - в этом году "деление" было очень показательным.

Первый в большинстве своём представлял из себя "академический" вариант - дети отличники или почти отличники. Но настолько зашоренные на учёбе, что оказались почти неспособными к чему-либо, помимо оной. Для окружающей их жизни они - сейчас те самые классические "ботаники" из анекдотов. Настолько забитые знаниями, что в головах не остаётся места для другого - умения жить в окружающем их мире. Неспособность (или нежелание) воспринять что-то новое, не связанное напрямую с учёбой - будь то неумение разогреть воду над костром (я уж молчу про приготовить еду) или понять, что дождь намочит палатку, если ты оборвал крепление тента... Да даже на сказать элементарное, казалось бы, "спасибо" после приготовленной тебе преподавателями или вообще посторонними для гимназии людьми еды - соображаловки не остаётся.
Я отдаю себе отчёт в том, что большинство из них в лесу - в первый раз в жизни. И что всё происходящее для них - в новинку и отчасти пугающе и непонятно. В каком-то смысле это можно сравнить с нежным декоративным комнатным растением, которое вдруг увезли в лес и сказали "расти". И потому требовать от них сразу вжиться в абсолютно новые для них условия было бы просто странно.

Если бы не одно "НО" - параллельный класс, приехавший им на смену. Дети, которые точно так же, как и из первого класса, в большинстве своём не бывали в таких условиях раньше, НО были рады новому для них опыту, общению между собой и преподавателями, сопровождающими людьми и уже выпускниками гимназии, которые приезжали "погостить" на практику. С энтузиазмом впитывающими опыт, не стесняющимися задавать вопросы о чём-то их окружающем и незнакомом. И спрашивающим не из праздности и вежливости (с которой в этом классе было значительно лучше), а тут же начинающим применять новые знания на практике. Которых было не страшно, например, после инструктажа оставить наедине с топором или пилой (это я конечно загнул, всё равно присматривали ;)) или доверить вымыть посуду, не опасаясь, что следующая еда будет состоять наполовину из "Фэйри".
У этих детей было похуже с результативностью учёбы, если быть точнее - с её "оценочной" частью. Дураками или неучами я их назвать не могу - ибо это не так. Они не менее разносторонне и глубоко знают свою школьную программу по сравнению с первым классом, но они не зацикливаются исключительно на ней. Да, в результате просто не хватает времени (напомню, что обучающая программа в гимназии очень и очень большая), чтобы подготовиться к экзаменам. Но эти дети - уже сейчас люди, которые в дальнейшей жизни смогут стать нормальными равноправными (и во многом поумнее окружающих их сверстников и не только) участниками взрослой жизни общества.

Первые же - они другие. Они могут стать, например, учёными, талантливыми учёными, которыми можно будет гордиться (и такие примеры, как я понял, уже есть). Но и тут есть громадное "НО" - родители и их ориентирование ребёнка на "целевой" успех. Практический успех, если быть точнее - сейчас это оценочная часть, затем - "заработочный" успех. И дети переориентируются с того, что им могло бы быть интереснее всего, на зарабатывание денег. В результате становясь обычными средними менеджерами в различных компаниях (по крайней мере, преподаватели приводили несколько подобных примеров про выпускников, с грустью вспоминая, что вот этот был очень и очень силён в физике, а вот этот - в истории). Что, естественно, не может радовать... Это грустно, очень грустно и отчасти радует, что те четыре класса, которые мы видели в предыдущие два года - больше похожи на второй чем, на первый.

Отдельная история - это подготовка детей к поездке в лес родителями и закупки "необходимого". Чем руководствовались некоторые родители - непонятно абсолютно. К слову, обратно в город было вывезено килограммов 6 сыра, порядка 30 пар резиновых и столько же х/б перчаток, рис, макароны, морковка в диких количествах, картошка, лук, всего не упомню... Ещё много чего, что можно было оставить следующим приезжающим на стоянку группам, было оставлено для них, вместе с заготовленными дровами (последнее - традиция)...

Увеличить Увеличить

Ну и под катом - ещё немножко фотографий из тех мест...

Увеличить Увеличить

Увеличить Увеличить

Увеличить Увеличить

Ещё фотографии тех мест можно посмотреть тут, но годом спустя...
Tags: взрослые и дети, жизненное, личное, отдых, преподавательское, природа и погода, социальное, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments